Эссе на тему. *много тяжелых картинок в комментах*
Marvel повесила фотографию этого совершенно жуткого *во всех смыслах*
произведения, и у меня возник вопрос, что за тема такая, что может прожить столько веков подряд и ничуть не запылиться.
читать дальше
С началом все более или менее очевидно – Аид, царь подземного царства, брат Зевса, титан и просто мрачный персонаж, воспылал страстью к Персефоне, дочери Деметры, богини плодородия. И, получив благословение от Зевса, утащил к себе под землю выше означенную красавицу.
Гомер в гимне «К Деметре» описывает эту историю так:
«В сонме подруг полногрудых, рожденных седым Океаном,
Дева играла на мягком лугу и цветы собирала,
Ирисы, розы срывая, фиалки, шафран, гиацинты,
Также нарциссы, – цветок, из себя порожденный Землею,
По наущению Зевса, царю Полидекту в угоду,
Чтоб цветколицую деву прельстить – цветок благовонный,
Ярко блистающий, диво на вид для богов и для смертных.
Сотня цветочных головок от корня его поднималась,
Благоуханью его и вверху все широкое небо,
Вся и земля улыбалась, и горько-соленое море.
Руки к прекрасной утехе в восторге она протянула
И уж сорвать собиралась, как вдруг раскололась широко
Почва Нисийской равнины, и прянул на конях бессмертных
Гостеприимец-владыка, сын Кроноса многоименный.
Деву насильно схватив, он ее в золотой колеснице
Быстро помчал. Завопила пронзительным голосом дева,
Милого клича отца, высочайшего Зевса-Кронида».
После некоторых переговоров и взаимных уступок Персефона стала полновластной владычицей подземного царства и женой Аида, и в этом качестве, но под именем Прозерпины, дожила до римских времен. Там история получила метафорическое толкование и символом неразрывной связи Эроса и Танатоса (то есть Любви и Смерти).
Визуализаций я не нашла, возможно, они были и в античности. Но настоящий расцвет тема получила в 14-15 веке, когда из небытия в уже сложившейся иконографии, и стала частью dance macabre (откуда она взялась – тема отдельная).
Niklaus Manuel (1517)

*своего рода переход от классической Пляски смерти к нашей теме: тема momento mori отесненна несколько пугающим эротизмом*
Ганс Бальдунг Грин будет метаться от вызвающе откровенного и, чего уж греха таить, отвратительного образа:
Hans Baldung Grien (ок. 1517)
до куда более метафоричного, где смерть и амур тянут каждый в свою сторону покров с модницы:
тут тема эроса и танатоса решается ровно таким же образом, как и любимейший эротический миф нового времени - "Амур и Психея"
Новый всплеск интереса к теме возникает, понятное дело, в "романтизЬм" и символизм.
Тут эротика волнует куда меньше, чем мистическое начало, да и голого женского тела они уже насмотрелись, поэтому либо тема решается необычно:
Antoine Wiertz (1835)
*экую выдержку имели эти романтишные барышни*
Дальше подряд три известнейшие картины, которые три главных темы нового времени и иллюстрируют
К явлениям романтическим относится и знаменитый шубертовский концерт для квартета "Девушка и смерть" и выжимки из него для песни на стихи некого *забыла как звать* немецкого поэта. Песня эта замечательна тем, что петь ее должен был один голос, не важно мужской или женский, и за смерть и за девушку.
антивоенным.
в основном благодаря Мунку, с его экспрессионистскими выпадами:
ну и результатом этого стало то, что официальным образом общества, спасшихся из Освенцима сделали рисунок Joseph Beuys "Смерть и девушка"
для тех, кто дожил до конца, открываю боооооольшой секрет.
Красавица и чудовище - это из той же оперы история
ну, и на фильм Полянски )
Как и "живой труп" Кай из LEXX-a
В LEXX тему секса и смерти вообще гениально обыграли: ключ от корабля переходил от владельца к владельцу или в момент смерти, или в момент наивысшего секусуального удовольствия.
Что характерно, теорему вывел и доказал сам "живой труп", опираясь на личный опыт
Интересно, как визуально выражалась в веках идея Фрейда о глубокой биопсихологической связи в человеке между инстинктом любви и инстинктом смерти.
посмотрела. ну чисто Поттер на кладбище!
я уже подумала тоже
кстати, тема смерть и юноша, тоже вполне себе присутствовала
Ken-Nozomi
в обратном направлении
это не идея фрейда отражалась, а фрейд сформулировал то, что дааавно отражалось
Ну да, конечно же, я это и имела ввиду, это у меня так коряво сегодня мысли выражаются
а кощей с яйцом?
обратите внимание, какое у модницы зеркало (третья картинка)
абсолютно. только чуток в разные стороны.
классическое, как у четы Арнольфини за спиной.
такие зеркала по сей день в венеции продаются, только стоят не дешево
с одно стороны выпуклое зеркало, а с другой так же выпуклое .. ну типа... дно
оно бывает разное. золотое, серебрянное, с орнаментом, с какой-нибудь сценой (иногда даже с этой самой, в смысле "дева и смерть", чтобы не расслаблялись)
или простые гладкие
вот такое:
http://www.wga.hu/art/e/eyck_van/ja...lf/15arnol3.jpg
очень хочу такое!